Ангел-хранитель Симбирска

В истории Симбирска, пожалуй, самое стабильное и благополучное время – вторая половина восемнадцатого и первая половина девятнадцатого столетия. «Дворянин на Волге» ещё крепко стоит на христианских устоях благочестия, украшается храмами и знатнейшими дворянскими фамилиями, даёт России знаменитых историков, поэтов и писателей.

Но именно тогда приносятся в Россию новые веяния рационализма и религиозного вольнодумства, и доводы рассудка и данные естественных наук начинают намеренно и некорректно противопоставляться Откровению Божьему. Не могли эти идеи не коснуться и Среднего Поволжья.

Именно в это время Господь посылает в Симбирск Своего угодника – Андрея Огородникова – совершенно лишенного рационального начала, чтобы явлением силы и славы его чудес и прозорливости укрепить веру в сердцах простых людей. Но не только для этого, конечно. Эта была только одна сторона его служения. Главным было то, что святой Андрей стал самым настоящим ангелом-хранителем города и всех его жителей.

Град Симбирск прославил в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века своим подвижническим житием святой Андрей блаженный, Христа ради юродивый. Этот лик святости всегда был особенно любим на Руси. Достаточно вспомнить, хотя бы, блаженных Василия Московского, Николая Псковского или Ксению Петербургскую.

Блаженный Андрей родился в Симбирске 4 июля 1763 г. (по старому стилю) в семье бедных мещан Огородниковых. Его родители отличались благочестивой жизнью, особенно мать, которую прямо так и называли женщиной набожной. Они жили «под горою», то есть прямо на берегу реки Волги, которая тогда была совсем другой, чем сегодня, имела много протоков, островов, заливных лугов. И была весьма богата рыбой, и отличалась чистотой своей проточной воды.

До трёх лет Андрей не ходил, был, как говорили «сиднем», пил и ел из чужих рук. Потом стал ходить, но ничего не говорил. С младенчества нёс он подвиг молчальничества. В течение всей жизни произносил он лишь два слова: «мама-Анна», или просто «Анна», как звали его мать.

Однако на обращаемые к нему вопросы он давал ответы, но не словами, а звуками, жестами, движениями рук, головы и так далее, ответы отрицательные или положительные и вполне сознательные.

Он не был лишен ни органов слуха, ни органов речи, просто не использовал их сознательно. Чему свидетельством были несколько случаев, когда блаженный Андрей четко и внятно выразил свои мысли ясными словами. Но это были редчайшие случаи. Например, в 1825 году блаженный нарушил свое молчание, обличив богохульника. Тогда в Симбирск привезли одного из местных помещиков, который был душевно болен, и в припадке умопомешательства ужасно богохульствовал, подтверждая слова пророка и псалмопевца Давида: «Сказал безумец в сердце своем "нет Бога"» (Пс.13:1).  Неожиданно в квартиру больного явился Андрей Ильич и стал, по своему обыкновению, раскачиваться из стороны в сторону. Когда же опечаленная мать больного помещика решила предложить сыну кусочек арбуза, и слуга уже понёс ему тарелку, то блаженный Андрей остановил слугу, стал толкать его назад от помешанного со словами: «Он Бога бранит!». Это вызвало всеобщее изумление. Святой таким образом хотел показать, что этот человек не заслуживает никаких утешений, так как является богохульником.

Интересно, что в то время, в 1825 году, в граде Симбирске сыскался единственный помешанный богохульник, ради которого святой Андрей нарушил даже свой обет молчания. Все остальные люди были, видимо, благочестивыми.

Другой раз нарушил свой обет молчания блаженный Андрей, когда ему было необходимо исцелить симбирскую дворянку Т. Е., кстати, мать того самого помешанного помещика, от ужасной тоски, которая доводила её почти до сумасшествия. В таком тяжелом состоянии её однажды вели из церкви. На паперти встретился ей блаженный. Она поклонилась ему и сказала: «Застрадалась я, помолись ты за меня». И тут Андрей Ильич внезапно сказал в ответ: «Будешь здорова», и тотчас же скрылся. И эта госпожа вскоре, действительно, избавилась от своей болезни.

Начиная с раннего детства, святой зимой и летом ходил по Симбирску босиком в одной лишь длинной рубахе. Все ночи он молился, либо тайно, скрываясь в разных потайных местах, либо открыто – напротив алтаря Спасо-Вознесенского собора, а зимой – и прямо на снегу, в сугробе, или стоя в трескучий мороз в ледяной воде озера Маришки.

Также рассказывали про блаженного, что он голыми руками вытаскивал из пылающей печи чугунные горшки, брал на руки и целовал кипящие самовары, иногда обливаясь при этом крутым кипятком, и, однако же, это нимало не вредило ему.

Удивительно было его воздержание. Он никогда не вкушал мяса, не пил вина и постоянно постился.

Он был уже не земным, а небесным человеком и земным ангелом. Действительно, являлся настоящим ангелом-хранителем города. Своей непрестанной молитвой он ограждал город и его жителей от бед и напастей.

Это, прежде всего, проявилось в том, что при его жизни в деревянном Симбирске не было пожаров. А тогда именно пожары являлись самой большой бедой деревянных городов, начиная от Москвы до Казани, которая практически вся выгорела в то время.

Но хранил жителей города он не только от пожаров. Также спасал их от страшных смертных грехов. В частности, спас помещика П.А. от совершения убийства. Последний несправедливо заподозрил свою жену в измене, основываясь на том, что она часто ходила в дом знакомой девицы А. На самом же деле, его жена ходила туда, для бесед со своим духовным отцом. Но ревнивый помещик этому не верил. Неизвестно, какое оружие он приготовил, зарядил пистолет, или взял отточенный кинжал и отправился убивать свою супругу на «месте преступления». Но при выходе из ворот с ним неожиданно встретился Андрей Ильич и, загородив ему дорогу, начал кричать на него и толкать назад – домой. Изумлённый П.А. волей-неволей был вынужден уступить блаженному и вернуться домой, отложив своё намерение на следующий раз. Но и на следующий и на последующий раз всё повторилось в точности. Блаженный Андрей словно бы нарочно караулил его у ворот и не давал выйти из дома. В остальные же дни блаженного у дома не наблюдалось.

Наконец, помещик образумился, и недоразумение прояснилось. Его жена оказалась невиновна. В последствие она стала насельницей Спасского женского монастыря и сама рассказывала об этом случае: «Благодари Андрея Ильича, что осталась ты жива: не жалея себя, я шёл убить вас, но Андрей Ильич не пустил меня», – так сказал ей муж, после того, как всё разъяснилось.

Спасал Андрей Ильич горожан и от несчастных случаев, например, от отравлений. Раз он неожиданно вбежал в хижину одной бедной мещанки, когда у неё в печи варились щи. Он схватил глиняный горшок из печи, бросил его на пол и скрылся из дома. Женщина сначала очень тужила о потере щей, но потом, когда стала убирать черепки, наша на дне разбитого горшка огромного паука, который, сварившись вместе со щами, возможно, мог бы отравить её и семью.

Другой раз, проходя мимо торговых лавок, Андрей Ильич отомкнул отверстие бочонка с растительным маслом. Масло вылилось. Хозяин рассердился. Но потом оказалось, что на дне бочонка лежала мёртвая змея.

Не счесть других случаев чудесной помощи и исцелений, полученных симбирянами от своего небесного заступника во время его земной жизни. Только о малой части из них сохранилась память до наших дней.

Андрей блаженный не только ограждал от пожаров, исцелял или охранял от смертных грехов и несчастных случаев жителей Симбирска. Он также открывал им будущее. Предрекал переезд, начиная подметать двор. Совал в руки деньги, предугадывая богатство или должность казначея. Ложился в доме под иконами или давал на улице в руки щепочки, предсказывая тем скорую смерть. И никогда не ошибался.

Даже сам преподобный Серафим Саровский знал Андрея Симбирского и считал его подвиг выше своего, а его дарования выше своих. Поэтому и говорил приезжавшим к нему симбирянам: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, – у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич».

И это было действительно так. Блаженный Андрей был добрым ангелом-хранителем родного города, верно служил ему своей молитвой и спасал от духовной и физической гибели многих людей. Можно сказать, что с блаженным Андреем симбиряне жили «как у Христа за пазухой». Святой бережно и неутомимо оберегал своих сограждан от всех возможных бед и напастей. Справедливо говорится, не стоит село без праведника, а город – без святого.

При этом он совсем не рассчитывал на ответную благодарность или корысть. И хотя к его рубахе был пришит большой карман, чтобы можно было опустить в него монетку или угощение, но далеко не у всех принимал блаженный Андрей подаяние. Когда монетку закидывали в карман недобрые люди, он тут же находил ее среди множества других и возвращал обратно. А почти все, что подавали святому Андрею, он раздавал бедным, больным, голодным.

Со временем его узнал и полюбил почти весь город. «Наш Андреюшка», – говорили о нем. Он стал таким же защитником и хранителем для Симбирска, как блаженная Ксения для Петербурга, блаженный Василий для Москвы и блаженный Николай для Пскова.

Андрей блаженный, поистине, любил всех жителей города, пожалуй, кроме одного – господина О., известного всему Симбирску своим крайним вольнодумством. Увидев его на улице, блаженный каждый раз бросал в него камнем.

Больше ни на кого он не поднимал своей руки, даже на тех, кто по злобе и неразумию глумился над ним, и даже бил его. А такие дерзкие и пьяные люди встречались в Симбирске. Много доставалось ему и от шаловливых и невоспитанных подростков, которые дёргали его за рубаху, щипали, всячески досаждали. Нередко блаженный возвращался домой избитым, перепачканным в смоле или муке. Но он всё терпел с великой кротостью и незлобием.

И только одного не мог он терпеть – когда хулилось имя Господне и распространялось вольнодумство – по сути, атеизм, безверие.

Интересно, что именно в этом видел причину всех бед России и русского народа великий писатель и пророк Ф.М. Достоевский: «Причину зла я вижу в безверии», – написал он после публикации романа «Преступление и наказание» врачу А.Ф. Благонравову.

Кроткий блаженный Андрей по-своему выражал ту же мысль, бросая камни в одного единственного человека в городе.

Блаженный Андрей был церковным человеком и прихожанином Спасо-Вознесенского собора. Он постоянно причащался Святых Таин.

Жизненный подвиг святого Андрея продолжался 78 лет. 23 ноября 1841 года он последний раз причастился, а 28 ноября (по старому стилю) в 4 часа ночи великий Божий подвижник тихо и безболезненно скончался. К бедной хижине его притек весь город. Ночью и днем в течение пяти суток служились по нему панихиды. За время прощания с покойным не появилось ни тления, ни запаха. Выражение лица его было умилительным и радостным.

Горожане несли гроб на своих плечах к месту погребения – Покровскому монастырю, несмотря на гололедицу и холод. Вся жизнь и блаженная кончина Андрея Ильича настолько убеждали горожан в святости почившего, что народ пытался разорвать на памятные лоскуты один из дорогих покровов на гробе.

Похоронили Андрея Ильича на южной стороне монастырского храма, около южной стены. Сверху был положен камень в виде гроба, а на него чугунная плита с надписью. В 1893 году по инициативе Преосвященного епископа Симбирского Варсонофия был установлен новый памятник в виде ажурной часовни с золочеными главками. Внутри часовни находилось живописное изображение блаженного.

Во время установки фундамента для памятника было необходимо вскрыть склеп. При этом, как засвидетельствовал в своих воспоминаниях протоиерей Михаил Троицкий, все обоняли исходящее из могилы благоухание.

На установку часовни-памятника горожане собрали 2791 рубль. Было израсходовано 400 пудов (6400 кг.) чугуна.

Таково было благоговейное почитание памяти блаженного Андрея его согражданами до 1917 года.

В советское время могила старца и древнее кладбище, да и сам Симбирский Покровский монастырь были полностью уничтожены, практически сровнены с землёй. В 1950-е годы на месте монастыря и кладбища был разбит сквер. Из всех захоронений сохранили только один памятник Илье Николаевичу Ульянову. А могила блаженного Андрея оказалась сокрытой под асфальтовой дорожкой в центре сквера.

Но народная память сохранила имя блаженного. И в 1991 году ульяновские археологи начали работы по поиску места его упокоения. В результате этих работ была обретена могила и честные останки блаженного Андрея. На могиле был установлен крест. С этого дня сюда потянулись верующие, и здесь никогда не исчезали живые цветы. Постоянно здесь можно было встретить людей, пришедших помолиться и найти поддержку и благодатную помощь у блаженного Андрея. Множество документально зафиксированных случаев исцелений и чудесной помощи по предстательству пред Богом блаженного Андрея легли в основу материалов для канонизации святого. Прочитать подробно об этих случаях исцелений и помощи можно в книге «Града Симбирска чудная похвала и заступление», изданной в 2007 году по благословению высокопреосвященнейшего Прокла, архиепископа Симбирского и Мелекесского протоиереем Алексеем Скалой.

Со 2 по 4 июня 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялись торжества прославления святого. Блаженный Андрея был канонизирован как местночтимый святой. Его святые мощи были подняты из могилы и торжественно перенесены во Всехсвятский храм. Кроме правящего архиерея Преосвященного архиепископа Прокла в канонизации приняли участие архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, более сотни священников из многих городов России. На Архирейском Соборе 2004 года блаженный Андрей был причислен к лику общецерковных святых Русской Православной Церкви. Память святого Андрея, Симбирского чудотворца, празднуется два раза в год: 3 июня и 10 декабря (по новому стилю).

В канун дня памяти святого 9 декабря 2015 года мощи Андрея блаженного были перенесены из Всехсвятского в Спасо-Вознесенский кафедральный собор. Возглавлял праздничное богослужение митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Его Высокопреосвященству митрополиту Анастасию сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, епископ Барышский и Инзенский Филарет, священнослужители Симбирской митрополии.

Сегодня блаженный Андрей – ангел-хранитель Симбирска – снова с нами. Но уже не как нищий городской странник, а как прославленный Русской Православной Церковью святой, почивающий душою – на Небесах, а мощами в Спасо-Вознесенском соборе города Ульяновска. И как прежде, он готов помочь каждому, обращающемуся к нему.

 

Денис МАКАРОВ

 

Все новости раздела




Новости митрополии

В селе Репьевка-Космынка увековечили память новомучеников

В селе Репьевка-Космынка увековечили память новомучеников

16 июня в селе Репьёвка-Космынка Майнского района Ульяновской области состоялась установка пятиметрового Поклонного креста. Крест установлен на участке земли, где располагался храм во имя Архангела Михаила, до основания разрушенный в советские годы.

В Неделю 3-ю по Пятидесятнице архиерейское богослужение состоялось в Спасо-Вознесенском соборе

В Неделю 3-ю по Пятидесятнице архиерейское богослужение состоялось в Спасо-Вознесенском соборе

17 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.