Блаженство видения Бога

В своих беседах, лекциях и встречах мне нередко приходится говорить о грехопадении, о том, как оно описано в Бытии. Часто слышу буквальные толкования, иногда настолько наивные и примитивные, что приходится удивляться незатейливости читателя или комментатора. На самом же деле там все гораздо сложнее, интереснее и богаче на смыслы. То, что испытывали праотцы, совершая грех, повлекший катастрофу человечества, бытописатель обозначил как похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую (Быт. 3:6, ср. 1Ин. 2:16). Стоит отметить, что он сказал не просто о том, что происходило внутри тех, кто дал жизнь всему человечеству, но смог уловить актуальное в каждом факте нашей с вами жизни. В этом гениальность автора Бытия – уловить то, что неизменно присутствует в жизни абсолютно каждого человека. Совершая иногда самые добрые поступки, мы несвободны от гордости. Благотворитель гордится своим добрым делом, жертвователь часто ждет похвалы, герой – награды, священник наслаждается своей проповедью. Как тяжело бывает просто сделать добрый поступок и забыть его, не ждать ответного спасибо, убежать от благодарности… Тяжело всем нам, ведь все мы люди и потому несем на себе это бремя некогда совершенного греха. Наше сердце – средоточие всех чувств – соединяет в себе и великие позывы к благородству и доброте и самые низменные чувства ущемлённости от недополученной благодарности и гордости. Именно поэтому мы не можем увидеть Бога, а Он не может засиять в нас. Хотя у всех нас есть такая возможность и счастлив тот, по слову Господа, кто имеет чистые мотивы в сердце своем, не затемненные никакими иными, кроме добродетельных, посылами.

Одна из заповедей блаженства говорит нам о том, что человеку для счастья нужно иметь чистое сердце. Эта заповедь дает нам указание на то, чтобы постоянно исследовать свое сердце, свои чувства. Один святой писал: «как только войдет в твою голову мысль сосчитать свои добродетели, тут же вспомни грехи и увидишь, что у тебя их больше, нежели песка морского». Это правда. Оказывая кому-то материальную помощь, часто думаешь о том, какой же ты молодец; дав правильный совет, гордишься мудростью; сходив в храм, думаешь, что ты лучше тех, кто не пошел; держа пост, осуждаешь тех, кто не делает так… Примеров могу привести множество. Искренне уверен в том, что все мы должны быть с собою честными и смело признавать за собою вот эти тайные, иногда глубоко сокрытые мотивы поступков. Для того же, чтобы стать счастливым, стать блаженным нужно, чтобы мотив был один – единство с Богом! Как только начнет очищаться наше сердце, так тут же в нем засияет Бог. Чистые сердцем счастливы, потому что увидят Бога. Апостол Павел писал: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). Как же прав он! Знаю человека, который всегда пытается оправдать поступки других, забывает то, что они против него делали дурного и злого. В поступках людей его окружающих он видит часто не то, что на самом деле есть (а там часто предательство, трусость и обман). Со стороны это выглядит как настоящая глупость, но сегодня мне кажется, что это не глупость, а как раз вот то чистое сердце, пытающееся во всем увидеть добро. Помните, у Булата Окуджавы есть прекрасные строчки: 

Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.

Действительно, как мы «дышим», то есть чем мы живем, чем наполнено наше сердце, то мы и будем видеть в других. И если в этом сердце надменная мудрость, гордость, отсутствие света и жесткость, то и в поступках других мы будем видеть это же. А если там «блаженная глупость», которой суждено покорить «мудрость этого века», то человек блажен!

Что же сказать, если в нашем сердце мы видим все-таки тайные горделивые мотивы поступков? Что же теперь вовсе отказаться от всяческих добрых дел? Нет. Но надо вспомнить, что в Писании есть указание на то, что сердце очистить человек не может сам по себе. В хорошо известном нам 50 псалме  есть такая просьба: «сердце чисто созижди во мне, Боже». Вот это «созижди» буквально переводится на русский язык как «создай заново, сотвори». Нужно просить у Бога того, чтобы Он из нашего горестного сердца, полного тоски, печалей, злобы и гордости, сотворил чистое, неоскверненное сердце. Сердце, способное увидеть Его. Интересно, что в Писании есть такие строчки «Бога никто никогда не видел», а также «Невозможно увидеть Бога и остаться живым». Так как же тогда заповедь блаженства? На это в христианской традиции есть такое объяснение. Бог действительно невидим по Своей природе, но Он становится видимым нам в Своих энергиях, в Своих действиях. Мы ощущаем Его заботу о нас, мы видим, как Он промышляет о нас, исправляя наши дурные поступки и обращая их к благу (помните народное «все, что ни делается – к лучшему»?), Он через других людей учит нас и подает возможность к исправлению. Однажды, ко мне подошел почтенного возраста коллега, которого я очень уважаю и почитаю, и спросил: а как ты «сотницу» вычитываешь, ты поклоны после каждых десяти молитв кладешь или только в начале и конце? В разговоре я узнал, что он, не смотря на глубокий возраст, болезни и работу все-таки ежедневно совершает еще и большое молитвенное правило и теперь, когда мне бывает лень, я всегда вспоминаю этот разговор. Вот так, через другого человека, Бог дал мне хороший образ того, как нужно стремиться к постоянству в деле общения с Ним. Думаю, что пытливый ум человека сумеет найти и увидеть то, что хочет сказать нам Господь через других людей.

Кроме этого, Бог ежедневно преподает нам Самого Себя в Таинстве Евхаристии. Там чистые могу принять Его, Пречистого. Это великое чудо, но, чтобы участие в нем стало действенным для нас, нужно иметь чистоту тела и сердца, подготовить себя к принятию этого бесценного Дара.

В конце концов, каждый из нас с вами – образ Божий. Можно и в самом себе увидеть Бога или, как писал Григорий Нисский, «увидеть образ Божественной природы в своей красоте». Конечно, речь не о внешней красоте тела, но о красоте внутреннего, сокровенного человека. Речь о  том, насколько удивительно устроен сам человек, его мыслительная способность, его способность любить и дарить эту любовь другим. Подобно тому, как Христос подарил Свою любовь каждому из нас, пожертвовав Своим достоинством и славой, ради спасения всего человечества. И если мы встанем на путь уподобления себя Ему – Богочеловеку – то безусловно исполнятся и в этой жизни неложные слова Мессии Иисуса и каждый чистый сердцем увидит Бога. 

Все новости раздела




Новости митрополии

Открыт сбор средств на восстановление утраченного в результате пожара Всехсвятского храма

Открыт сбор средств на восстановление утраченного в результате пожара Всехсвятского храма

Жители рабочего поселка Глотовка Инзенского района инициировали сбор средств на восстановление утраченного в результате пожара храма во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Пожар в храме произошел поздно вечером 10 декабря.

Архипастырь совершил Литургию в храме св. праведного Филарета Милостивого

Архипастырь совершил Литургию в храме св. праведного Филарета Милостивого

14 декабря, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в одноименном храме города Симбирска.