История Епархии

Город Симбирск (или по старому написанию - Синбирск) возник на крутом берегу реки Волга в середине 17-го века. В 1648 году 10 февраля "указал государь (Алексей Михайлович) и бояре приговорили быть окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово со дьяком Григорием Кунаковым в понизовых городах для оберегания от приходу ногайских людей и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыш до реки Волги".

В то время границы России отодвигались все дальше и дальше на восток и юг, присоединяя к ведению московского государя территории, заселенные племенами инородцев, которые стали быстро подпадать под русскую зависимость, особенно после падения Казанского ханства.

Именно к году вышеуказанного повеления царя и относится время основания нашего города.

По установившимся тогда правилам и традициям, вокруг новооснованного города жаловались государем за службу дворянам и боярам, или же приобретались ими, поместья и земельные наделы. На этих местах, прежде всего, ставили церковь, затем рядом с храмом "усад" - т.е усадьбу для нового хозяина, а уж потом рубились избы для крестьян. Поэтому неудивительно, что в первые же годы существования Симбирска в нем и вокруг него насчитывалось уже 18 церквей и часовен.

Все указанные храмы и часовни были приписаны к патриаршей области, находились в полной зависимости от казенного патриаршего приказа, и все вместе составляли особый церковно-административный округ - "Симбирскую десятину".

В 1657 году симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского и Свияжского. Такое положение симбирских и окрестных церквей было до 1799 года, когда, согласно указа о приведение епархиальных границ сообразно границам губерний, была учреждена Казанская епархия в составе Казанской губернии, " да по ближайшей смежности с оной и удобности, губернии Симбирской". Архиерей, управляющий новообразованной епархией, получил титул "Казанского и Симбирского".

В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - и в 1784, и в 1829, и в 1830 годах.

Однако, лишь только 10 февраля 1832 года в губернии, на территории которой было к тому времени 603 церкви, была образована самостоятельная епархия. Первым архипастырем симбирским был назначен минский архиепископ Анатолий с титулом "Симбирский и Сызранский".

На момент открытия в Симбирске архиерейской кафедры в самом городе было множество церквей. Среди них достойны внимания следующие:

1. Николаевский кафедральный (теплый) собор, заложенный 2 июня 1704 года, а освященный в 1712 году. Был построен на месте обветшавшей Троицкой церкви, устроенной одновременно с основанием города. Храм был воздвигнут в честь победы над бунтовщиками под верховодством Стеньки Разина.

Из наиболее значимых святынь собора следует отметить позолоченный серебряный напрестольный крест-мощевик, пожалованный царем Алексеем Михайловичем в 1648 году при построении города; Чудотворный образ Божией Матери Смоленской и "Умиление сердец", в богатых серебряных ризах, присланных императором Петром Великим; часть ризы Господней.

2. Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году, указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов - три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней.

Прихожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт -Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым - Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов.

3. Никольская церковь, построенная в 1791 году архитектором Бенземаном. Интересно, что эта церковь была снесена в городе после революции одной из первых - вероятно, благодаря тому, что именно в ней крестили Владимира Ульянова (партийная кличка - Ленин).

4. Всесвятская церковь возведена одновременно со строительством города. Вначале была деревянной, затем на ее месте выстроили каменную, а в 1860 году ее капитально отремонтировали и возродили. В храме было три придела.

5. Троицкая церковь, построенная в 1792 году на средства симбирской помещицы Н.К. Твердышевой. Сначала была ее домовой церковью, затем стала приходской церковью с тремя приделами. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря многочисленным пожертвованиям.

6. Тихвинская церковь считается построенной в 1749 году. В ней хранился чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.

7. Петро - Павловская церковь была построена в 1754 году на том месте, где, по преданию, останавливался в подгорье города Симбирска Петр Великий. В ограде храма рос кедр, посаженный императрицею Екатериною Великой в 1767 году.

8. Смоленская церковь выстроена была в 1751 году. Находилась на небольшой долине, на берегу р. Волга под горой.

9. Богоявленская (Иоанна - Предтеченская) церковь построена в 1654 году близ реки Свияги в Свияжской слободе казаками одноименной конной сотни. В храме хранилась икона св. Иоанна Предтечи, старинного письма, принесенная свияжскими переселенцами - казаками, а также напрестольное Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем.

10. Воскресенская (Германовская) церковь была выстроена в конце 18-го века вместо деревянной часовни на месте встречи в 1677 году образа св. Германа Казанского с частицей его мощей, которым благословил жителей города Казанский митрополит Маркелл.

11. Владимирская (Ильинская) церковь была выстроена в 1725 году на том месте, где в первые десятилетия существования Симбирска находились главные крепостные ворота города. В храме находились многие святыни: старинные облачения, пожертвованные Великой Княгиней Еленой Павловной, утварь и богослужебные книги, присланные митрополитом Московским Филаретом, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и напрестольный серебряный крест с частицей ризы Богоматери и мощами многих святых.

В то же время в городе существовали несколько монастырей.

1. Успенский мужской монастырь основан одновременно с городом Симбирском и наименование свое получил от построенной первоначальной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Находился на берегу реки Волга "под горой". Во время осады города бунтовщиками Стеньки Разина, монастырь был разорен и сожжен, однако был быстро восстановлен. В 1670 году в нем была построена одноименная с монастырем каменная церковь. С построение в городе Покровского монастыря, Успенский монастырь стал приходить в упадок, так что монашествующая братия перешла в новообразованную обитель, а сам монастырь был в 1724 году закрыт, а храм стал приходским.

2. Часть монахов разоренной Разиным Успенской обители перешли в уединенное глухое место на берегу реки Волга, в 15 верстах от города и создали там пустынь, которая в дальнейшем получила название Соловецкой.

3. Спасский женский монастырь основан одновременно с самим Симбирском, а уже в 1663 году игумения монастыря Юлия просила у царя Алексея Михайловича разрешение на увеличение штата с 80 до 100 стариц. В 1693 году вместо сгоревшей деревянной в монастыре выстроена каменная церковь во имя Нерукотворенного Спаса. В 1698 году в обители устроена каменная церковь во имя святителя Московского Алексия. Позже в монастыре было устроено еще несколько храмов. К 1789 году , после передачи монастырю Симбирским и Уфимским губернатором бароном О.А. Игельстромом большого участка земли на северной стороне, обитель была обнесена каменной стеной с башнями - часовнями по углам.

4. Покровский мужской монастырь основан в конце 17-го века проживавшим в городе канцеляристом, богатым помещиком, Петром Ивановичем Муромцевым. В 1722 году им была выстроена в обители вместо сгоревшей деревянной Покровской каменная церковь с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покрова Божией Матери и Святителей и Чудотворцев Московских. Муромцев был не только создателем монастыря, но и полным его хозяином, хотя и не был пострижен в монашество. На его средства монастырь содержался до 1724 года. П.И. Муромцев и его супруга были погребены на монастырском кладбище. Их захоронение положило, фактически, начало дворянскому некрополю в стенах обители. В связи с образованием Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом и резиденцию первого симбирского архипастыря.

Высокопреосвященный Анатолий (в миру Андрей Максимович) прибыл в Симбирск 8 мая 1832 года. Владыка родился в дворянской малороссийской семье в 1766 году. Управлял Симбирской епархией десять лет до 1842 года. "По глубокой старости и упадку сил, вследствии прошения" владыка был уволен на покой и скончался в Сызранском Вознесенском монастыре 14 февраля 1844 года. Погребен он был в монастырском храме Феодоровской Божией Матери.

Ко времени управления владыки Анатолия следует отнести труды по организации как самой епархии, так и духовного образования в нашем городе. В 1840 году в Симбирске открыта духовная семинария в приобретенном у купца Косолапова доме по Большой Саратовской улице (ныне - ул. Гончарова).

В духовной жизни Симбирска 15 сентября 1841 года произошло весьма значимое событие - был освящен Свято - Троицкий кафедральный собор - храм-памятник первой Отечественной войны.

В 1842 году на симбирскую кафедру назначен викарий Новгородской епархии епископ Старорусский Феодотий (1797-1858). Сын священника с. Косиц Московской губернии епископ Феодотий (в миру Федор Озеров) окончил Санкт - Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия, был ректором сначала Уфимской, затем Рязанской духовных семинарий. Участник коронации и помазания на царство императора Александра Николаевича в 1856 году, в котором и был возведен в сан архиепископа.

При этом архипастыре в Симбирской епархии открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству Высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск Чудотворного Казанского образа Богородицы. В симбирском Спасском женском монастыре на изысканные владыкой средства было открыто училище для девиц духовного звания. Заботами этого архипастыря был приобретен прекрасный дом у князя Хованского, где разместился архиерейский дом (до этого находившийся в симбирском Покровском мужском монастыре), и в том же здании были выделены помещения для Духовной Консистории.

Скончался архиепископ Феодотий 28 августа 1858 года и погребен в крипте-усыпальнице под алтарем зимнего Николаевского кафедрального собора.

Высокопреосвященного Феодотия на симбирской кафедре, по предложению Московского Митрополита святителя Филарета, был назначен в октябре 1858 года епископ Евгений, викарий Московский - Дмитровский. "Посылаю в Симбирск ангела мирна" - говорил тогда Митрополит Филарет. Макарий Сахаров - так в миру звали владыку - до посвящения в епископский сан в 1857 году был ректором Московской Духовной Академии. Человек в высшей степени набожный и смиренный, проводил жизнь уединенного подвижника и аскета, полную лишений и самоотречения. Вероятно, именно по этой причине нельзя сказать, что при его управлении Симбирской епархией в ней происходили какие либо значимые события. Однако, по воспоминаниям современников, преосвященный Евгений по отечески сочувствовал всем, кто обращался к нему со своими нравственными и материальными нуждами.

В юности владыка Евгений встречался с Серафимом Саровским. Великий подвижник земли русской благословил всех из небольшой группы пришедших в Саров пешком выпускников Московской семинарии, а будущему симбирскому епископу поклонился в ноги и поцеловал руку, провидя благочестивое архиерейское житие его.

По болезни владыка Евгений в декабре 1874 вышел на покой и избрал местом своего пребывания, вместо предложенного ему Сызранского Вознесенского первоклассного монастыря, бедный Симбирский Покровский монастырь. В одной из братских келий этой обители владыка Евгений прожил почти четырнадцать лет и скончался 26 июня 1888 года. Погребен в усыпальнице под алтарем Николаевского летнего кафедрального собора.

7 декабря 1874 года Старорусский епископ Феоктист, викарий Новгородской епархии, прибыл в Симбирск для управления здешней епархией. В миру Федор Попов, владыка Феоктист родился в 1826 году в семье священника Харьковской епархии, выпускник Киевской духовной академии.

Во время восьмилетнего управления Симбирской епархией учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости. При владыке Феоктисте в Симбирске было организовано женское епархиальное училище. В 1882 году епископ Феоктист переведен на Рязанскую кафедру, а в 1894 году он скончался, будучи соборованным, исповеданным и причащенным Святых Таин отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1882 году на Симбирскую кафедру вступил епископ старорусский преосвященный Варсонофий (в миру - Иаков Охотин). Тринадцать лет управлял владыка нашей епархией, трудился над совершенствованием духовного образования, расширял сферы деятельности многочисленных благотворительных организаций, много занимался миссионерством среди симбирских иноверцев. Скончался епископ Варсонофий 13 августа 1895 года в Симбирске и погребен рядом с могилой преосвященного Евгения в усыпальнице под алтарем Николаевского кафедрального собора.

С 1895 по 1904 год Симбирской епархией управлял епископ Никандр (в миру Николай Дмитриевич Молчанов), бывший епископ Нарвский. При владыке Никандре в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, а также устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло - Мефодиевское Братство при Симбирском мужском Духовном училище.

Епископа Никандра, переведенного на Литовско - Виленскую кафедру, сменил в 1904 году епископ Самарский Гурий. Всего лишь два небольшим года управлял епархией владыка, скончавшийся 5 января 1907 года и погребенный в усыпальнице под Кафедральным собором.

25 января 1907 года архиепископом Симбирским и Сызранским назначен Ярославский архипастырь владыка Иаков. Новый симбирский архиерей был одним из лучших современных ему знатоков канона, а также прекрасным правоведом. В 1911 году архиепископ Иаков был переведен на Казанскую кафедру.

С января 1911 года епископом Симбирским и Сызранским был назначен епископ Калужский и Боровский Вениамин. В то время обстановка в епархии была очень сложной. Кроме православной паствы в епархии проживало около 500 человек язычников, до 175.000 некрещеных татар, до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей, свыше 28 тысяч раскольников - беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев, сотни сектантов - молокан-воскресников, штундобаптистов, молокан-субботников, пашковцев, толстовцев и молокан. Особая сложность в управлении епархией была в ее больших размерах. По просьбе епископа Вениамина в 1912 году в Симбирской епархии учреждена кафедра викарного епископа. Епископом Алатырским стал настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Назарий (в миру Николай Иванович Андреев).

Во время войны 1914-1918 годов епископ Вениамин руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым воинам, а также их осиротевшим семьям. В 1914 году владыкой создается Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника "Симбирская церковная старина".

В мае 1915 года преосвященный Вениамин возведен в сан архиепископа. В 1917-1918 годах он был участником Священного Собора в Москве и участвовал в избрании Святителя Московского Патриарха Тихона.

Симбирской епархией архиепископ Вениамин руководил до 1918 года.

Викарный епископ Назарий в 1918 году назначен управляющим Енисейской епархией.

Церковная смута, начавшаяся после февральской революции, существовавшая до этого последовательное развитие Симбирской архиерейской кафедры. Среди духовенства появились "прогрессивные" деятели, которые открыто заявили о том, что Временное правительство "освобождает церковь от консерватизма и бюрократизма", приближая к идеалу - "церкви творчества", к "поре религиозного совершеннолетия" и т.д. Верующим обещали демократию не только на земле, но и на небе - "демократизацию неба"… Последний архиерей Симбирской епархии дореволюционного периода архиепископ Вениамин в 1922 году уклонился в обновленческий раскол, в 1923-м стал митрополитом обновленческой ориентации, а в 1928-м назначен Председателем обновленческого синода. В 1930 году он скончался без покаяния.

С января 1919 года по сентябрь 1920 года Симбирской архиерейской кафедрой временно управлял архиепископ Тихон (бывший архиепископ Курский). В ноябре 1920 года кафедру возглавил архиепископ Александр, ставший через некоторое время организатором "Симбирской независимой церкви" - движения, которое существовало недолго, но внесло в местную церковную жизнь еще большую смуту, еще больший раздор. В начале 1924 года архиепископ Александр был отправлен на покой.

В июле1924 года выше первый номер "Ульяновского церковно-общественного листка", изданного обновленцами, который извещал епархию о том, что временно управляющий Ульяновской епархией епископ Иоанн (Никольский) постановлением Св. Синода утвержден правящим епископом и взведен в сан архиепископа, что сразу же после этого назначения в Ульяновск прибыл один из лидеров обновленцев, сторонников "синодальной ориентации", "профессор - митрополит" Александр Введенский, назвавший в своих "диспутах - лекциях" Патриарха Тихона "завзятым контрреволюционным деятелем". В этом же "Листке" сообщалось о назначении Патриархом Тихоном в город Сызрань епископа Серафима с правом управления Ульяновской епархией и о том, что "появился другой епископ, Виссарион, от Тихона, тоже с правом управления Ульяновской епархией".

Преосвященный Виссарион (в миру Василий Зорин), сын священника Нижегородской епархии. В 1909 году он был назначен ректором Самарской Духовной Семинарии. В сентябре 1923года хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Преосвященный Виссарион был одним из тех немногочисленных иерархов, у которых в конце 1925 года был запрещен митрополитом Сергием в священнослужении и не подчинился запрещению. В июне 1926 года он принес покаяние перед митрополитом Сергием.

В 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора. Обновленческий архиепископ Иоанн служил в Вознесенском соборе, где, кроме служб, устраивались лекции и "Духовные концерты"; епископ Тихоновской Церкви Виссарион служил в Свято-Троицком кафедральном соборе.

В ноябре 1926 года решением Ульяновского Губадмотдела Ульяновский епархиальный совет староцерковного течения был ликвидирован. Обосновано это было тем, что, согласно 5 отдела НКЮ РСРФ от 28 июля 1924 года, епархиальные советы должны избираться от всей епархии, а данный совет был избран лишь представителями города Ульяновска, но распространил свою деятельность на всю епархию.

В конце 1926 года епископ Виссарион перешел в григорианство и вскоре стал одним из виднейших деятелей раскола. 23 марта 1927 года на съезде в городе Карсуне Ульяновской епархии он убедил большинство участников съезда в каноничности ВВЦС. Используя то, что в 1923 году он был благословлен в Ульяновск Патриархом Тихоном, несмотря на сопротивление православной части съезда, епископ Виссарион добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским. На этом же съезде он предложил просить митрополита Агафангела принять управление Русской Православной Церковью.

После отхода от дел архиепископа Григория епископ Виссарион стал председателем ВВЦС.

Приняв этот пост, епископ Виссарион всячески старался укрепить свое положение и поддержать падающий авторитет ВВЦС. Жил он в Донском монастыре, в покоях Патриарха Тихона. Добился своего возведения в сан Митрополита Воронежского. В 1933 году митрополит Виссарион был удален от дел ВВЦС и управления епархией. Дальнейшая судьба его неизвестна.

15 сентября 1927 года викарий Ульяновской епархии преосвященный Иоаким назначен архиепископом Ульяновской епархии патриаршей ориентации, а епископом Алатырским, викарием Ульяновской епархии по Ардатовскому уезду, назначен преосвященный Митрофан.

Преосвященный Иоаким (в миру Яков Алексеевич Благовидов) до принятия в 1921 году сана епископа, около тридцати лет был законоучителем Симбирской классической гимназии и настоятелем Германовского собора. Ульяновской епархией он управлял до своей кончины 4 декабря 1929 года. Похоронен преосвященный Иоаким в Ульяновске на городском кладбище.

К началу 30-х годов кафедральным собором Патриаршей Церкви в Ульяновске был Воскресенско - Германовский храм, так как Свято-Троицкий кафедральный собор находился во владении сторонников григорианского раскола под управлением архиепископа Иоанникия (Соколовского), Спасо-Вознесенский собор был кафедральным собором обновленцев, возглавляемых архиепископом Иоанном (Никольским). Староцерковной ориентации в городе принадлежало шесть церквей, ВВЦС --пять, обновленцам - три.

В 1930 году Ульяновскую архиерейскую кафедру возглавил архиепископ патриаршей ориентации Митрофан (Василий Гринев). Родился владыка 17 января 1873 года в Воронеже в дворянской семье. Окончил археологический институт, богословскую школу, Николаевскую военную Академию. До 1912 года - преподаватель кадетского корпуса в Москве, подполковник российской армии. Пострижен был в монашество в 1919 году. До возведения в сан епископа в 1921 году - архимандрит и настоятель Задонского монастыря. В 1923 году за "контрреволюционную деятельность" осужден на три года лишения свободы. Срок отбывал на Соловках. С сентября 1927 года - архиепископ Алатырский, викарий Ульяновской епархии и временно управляющий Чувашской епархией.

Во время управления Ульяновской епархией, в 1932 году, высокопреосвященный Митрофан был опять репрессирован за "контрреволюционную деятельность" и осужден на три года высылки на Север.

В 1935 году архиепископ Митрофан вернулся в Ульяновск. В ноябре того же года он был назначен самостоятельным архиепископом Арзамасским.

В декабре 1937 года, когда высокопреосвященный Митрофан уже находился на покое, он был арестован Ульяновским ГО НКВД и обвинен в "организации и руководстве церковно-монархической, фашистско-повстанческой контрреволюционной организации". 17 февраля 1938 года он расстрелян в Ульяновске.

С 16 июля 1933 года Ульяновской епархией управлял епископ Стефан (Николай Иванович Знамировский), в 1934 году переведенный на Вологодскую кафедру.

В 1934 году для управления Ульяновской епархией был временно командирован епископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии Артемон (Василий Иванович Евстратов).

С 30 сентября 1935 года до 22 октября 1935 года епископом Мелекесским и управляющим Ульяновской епархией назначен находившийся на покое бывший епископ Чебоксарский Аркадий.

В 1934-1935 годах в Ульяновской епархии не было архиерейской кафедры, а город Мелекесс, откуда осуществлялось руководство епархией, относился к Уфимской епархии.

22 октября 1935 года Ульяновская кафедра восстановлена. Епископом Ульяновским назначен бывший епископ Сарапульский Владимир (в миру Василий Петрович Горьковский).Преосвященный Владимир управлял Ульяновской епархией почти два года. Все это время он находился в Мелекессе и служил в Никольской церкви.

С 28 июля 1937 года Ульяновская архиерейская кафедра прекратила свое существование. Епископ Владимир был арестован в Мелекессе. Ему предъявили обвинение в том, что он является членом Куйбышевского руководящего объединенного центра церковно-сектанстской контрреволюционной организации, что "в начале 1936 года в городе Мелекессе создал церковно-сектантскую к-р организацию, руководил этой организацией, через членов к-р организации собирал шпионские сведения для японской разведки… создал две конспиративные квартиры, где нелегально собирались церковники и обсуждали вопросы к-р работы".

По одному делу с епископом Владимиром проходили еще двадцать священнослужителей и верующих мирян, арестованных за участие в "к-р организации".

30 декабря 1937 года решением тройки при УНКВД по Куйбышевской области епископ Владимир и еще двенадцать священнослужителей и мирян были приговорены к расстрелу (остальные - к десяти годам лишения свободы).

18 февраля 1938 года приговор приведен в исполнение в Ульяновске.

Члены мифической "к-р повстанческой группы" Мелекесса обвинялись также в связи с такой же мифической "церковно-монархической, фашистско-повстанческой к-р организацией для борьбы с Советской властью" в Ульяновске, руководство которой якобы осуществляли архиепископ обновленческой ориентации Иоанн (Никольский) и архиепископ на покое Митрофан (Гринев). Только по одному делу привлечены к суду были 78 человек духовенства и мирян.

15 и 29 декабря 1937 года решением тройки при УНКВД по Куйбышевской области обновленческий архиепископ Иоанн, архиепископ Сергиевской ориентации Митрофан и еще 68 человек были приговорены к расстрелу, а восемь человек - к 10 годам лишения свободы каждый.

17 февраля 1938 года в Ульяновске смертный приговор в отношении 70 представителей духовенства и верующих мирян приведен в исполнение.

Общее количество незаконно репрессированных священнослужителей, церковнослужителей и мирян в Ульяновской области в 20-30-х годах, которое удалось установить, - около 600. Из них 198 человек расстреляны, остальные приговорены к разным срокам лишения свободы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В связи с опасностью взятия фашистами Москвы, руководством страны было принято решение об эвакуации религиозных центров из столицы в Ульяновск. 9 ноября 1941 года на особом заседании исполкома Ульяновского городского Совета депутатов трудящихся решался вопрос о размещении церковных и сектантских центров, эвакуированных из Москвы в Ульяновск. Московской Патриархии передали в арендное пользование помещение бывшего польского костела (ул. Водников, 17), которое после приезда сотрудников Патриархии было переустроено и освящено как храм в честь Казанской иконы Богородицы. Центру обновленческой церкви было передано помещение церкви в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" ( ныне - кафедральный храм епархии), Всесоюзному совету евангелистов-христиан - дом № 12 по ул. К. Маркса.

Московскую Патриархию возглавлял Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. Центр обновленческой церкви - "первоиерарх" "митрополит" Александр (А.И. Введенский).

Московская Патриархия находилась в Ульяновске до конца лета 1943 года. Отсюда Митрополит Сергий продолжал осуществлять церковное руководство, решая основной вопрос того времени - участие Церкви во всенародном подвиге защиты Отечества. В июле 1943 года перед отъездом в Москву в здании бывшей Ильинской церкви состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию Патриархом Московским и всея Руси.

В ноябре 1941 года в Ульяновской епархии вновь открыта архиерейская кафедра. Это связано было непосредственно с переездом в город Московской Патриархии. Управляющим Ульяновской епархией стал архиепископ Иоанн (Соколов). Руководил епархией владыка менее года. С февраля 1943 года он был возведен в сан митрополита и назначен Св. Синодом митрополитом Киевским и Галицким, Экзархом Украины, которым и был до увольнения на покой в 1964 году.

С 1 августа 1942 года Ульяновскую епархию возглавил архиепископ Варфоломей, которого 24 августа 1943 года сменил епископ Димитрий (в миру Владимир Валерианович Градусов).

В конце мая 1944 года Ульяновскую архиерейскую кафедру возглавил епископ Иларий (Ильин), переведенный в 1945 году епископом Чебоксарским и Чувашским. В начале 1946 года епископом Ульяновской епархии назначен преосвященный Софроний (в миру Сергей Николаевич Иванцов).

30 октября 1947 года епископом Ульяновским и Мелекесским назначен преосвященный Серафим (в миру Алексей Сергеевич Шарапов). Владыку Серафима, в 1952 году назначенного епископом Полтавским и Кременчугским, в ноябре месяце того же года сменил епископ Паисий (Образцов), который, через несколько месяцев, был уволен на покой согласно прошения, и через полгода скончался в Воронеже.

С 1953 года и до закрытия в 1959 году Ульяновскую архиерейскую кафедру возглавлял архиепископ Иоанн (в миру Иван Васильевич Братолюбов).

Архиепископ Иоанн управлял Ульяновской епархией до начала еще одной волны гонений на Православную Церковь. В 1960 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Ульяновской области М. Кошман в отчете к своему высшему начальству сообщил: "Вопросом сокращения штатов духовенства занимался много. Нам удалось многих сократить (священников, благочинных и даже епископа Братолюбова)". Вместе с закрытием архиерейской кафедры был закрыт и кафедральный собор - церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой в 1941-1943 годах находилась квартира Митрополита Сергия, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

В июне 1959 года Ульяновская епархия перешла в ведение Куйбышевского епископа Митрофана, а после его кончины - с сентября 1959 года - управление Ульяновской епархией стал осуществлять Саратовский епископ Палладий.

В апреле 1960 года на Куйбышевскую архиерейскую кафедру был назначен архиепископ Мануил (Лемешевский; + 1968), бывший Чебоксарский и Чувашский, которому было поручено и окормление Ульяновской епархией.

Высокопреосвященный Мануил обратился к духовенству и чадам Ульяновской епархии с архипастырским посланием. " С непреложным упованием на помощь Божию и всех вас, - писал Владыка, - паки и паки усердно прошу молитв ваших о мне грешном, да сохранит Всемилостивый мои слабые телесные силы для служения Церкви Христовой и да подаст мне мудрость и право править Слово истины". Имя преосвященного Мануила стоит с ряду авторитетных иерархов Русской Православной Церкви. В 1923-1924 годах в Петрограде епископ Мануил возглавил борьбу с обновленческим разгулом. Благодаря его пастырским трудам началось массовое возвращение клириков и приходских советов из обновленчества в лоно Православной Церкви.

Естественно, что отношения с местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви у высокопреосвященного Мануила не сложились. В докладах уполномоченного архиепископ Мануил упоминается как "активный церковник и реакционная личность". Особенное беспокойство вызвало у него десятидневное пребывание архипастыря в городе Ульяновске в мае 1960 года: "Приезд Мануила в г. Ульяновск сопровождается большой активностью среди верующих, храмы переполнены". Архиепископ Мануил резко выступил против некоторых порядков, которые сложились в Ульяновской епархии при его предшественнике епископе Палладии : отправление треб только в церквах, согласование вопросов перемещения и назначения духовенства с уполномоченным и др., стал добиваться открытия храмов и расширения штатов в церквах города Ульяновска. Уполномоченный М. Кошман не смог убедить руководство Совета в том, что "Куйбышевскую епархию необходимо обязательно упразднить, Мануила, и особенно секретаря Савина, от руководства отстранить как особо активных лиц, борющихся за укрепление церкви", и вскоре был смещен с занимаемой должности.

ысокопреосвященный Мануил в 1962 году был возведен в сан митрополита и продолжал свою пастырскую деятельность. Управление Ульяновской епархией он осуществлял до 1965 года.

12 декабря 1965 года архимандрит Иоанн ( в миру Иван Матвеевич Снычев), ключарь Покровского кафедрального собора Куйбышева, хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии, и временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями.

Высокопреосвященный Иоанн стал достойным продолжателем дела своего духовного отца - владыки Мануила. В 1969 году епископ Иоанн утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским, а в 1976 году возведен в сан архиепископа. Ульяновская епархия была в его ведении до 1989 года, до открытия в ней архиерейской кафедры. 20 июля 1990 года владыка Иоанн возведен в сан митрополита и назначен на Ленинградскую кафедру.

14 сентября 1989 постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским был назначен викарий Ленинградской епархии епископ Тихвинский Прокл.

30 октября 1989 года в город прибыл первый после тридцатилетнего перерыва ульяновский архипастырь.

1 ноября епископ Прокл совершил молебен в кафедральном храме Ульяновска - церкви в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Это было не первое богослужение владыки на ульяновской земле. В 1988 году по приглашению архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна он принимал участие в торжествах посвященных 1000-летию Крещения Руси.

После молебна епископа Прокла приветствовал секретарь Ульяновского епархиального управления, настоятель храма игумен Никон (Васюков). Год спустя, по возведении в сан архимандрита, отец Никон был рукоположен во епископа Уфимского и Стерлитамакского.

Первые поездки по епархии архипастыря дали точное представление о состоянии церковных дел в Ульяновской области. Ставший "большевистским вифлеемом", Ульяновск превратился во истину в "Родину Ленина - город атеизма". В городе, в котором до революции было около тридцати храмов и два монастыря, осталось лишь две действующие церкви - Неопалимовская и Воскресенская на старом городском кладбище. Монастырей не стало ни в городе, ни в епархии. И если в других областях можно было хоть что-то восстановить, то Ульяновской такой возможности не было - все храмы и, как тогда говорили, "культовые строения" в городе были подчистую разрушены. Осталось лишь два храма, в которых богослужения не совершались. Первое - бывший Германовский собор, с которого были снесены маковки и кресты, разрушена колокольня, а вместо нее к обезображенному зданию было пристроена четырехэтажная "коробка" из силикатного кирпича - до сих пор епархии не возвращено. В этом здании расположился областной архив. В алтаре храма - читальный зал, а на горнем месте до недавнего времени красовался бюст "вождя мирового пролетариата". Его убрали после того, как он сам свергся с деревянного постамента. Второе здание - полуразрушенное здание Христорождественского храма в пригороде - пос. Мостовая. Этот храм восстановлен и в нем ведутся богослужения.

В епархии, в которой в 1914 году насчитывалось около 890 приходов, в 1989 году действовало лишь девять. Все было буквально разорено.

Первые полтора года пребывания в Ульяновске епископ Прокл прожил на девятом этаже гостиницы "Венец" - жилье архиерею предоставлять отказывались по причине того, что у владыки была однокомнатная квартира в Ленинграде. Разницы между личным жильем и служебным старались не видеть.

Епархиальное управление сначала находилось в подвальном помещении Неопалимовского храма. В комнатушке три на четыре метра разместились архиерей, секретарь епархии и бухгалтер. Лишь через год епархии было передано старое деревянное здание радом с храмом, ранее ему и принадлежавшее.

Между руководством епархии и местной властью отношения складывались не весьма конструктивные. "Заповедник большевизма" в лице старых руководителей - коммунистов встретил новое церковное руководство если не откровенно враждебно, то весьма прохладно. Жизненно важные вопросы становления и буквального возрождения епархии решались из рук вон плохо, даже не смотря на то, что во всей стране в это время шел настоящий бум церковного ренессанса. И если, согласно всех законов, Церковь отделена от государства (де-юре), то государство от Церкви (де-факто) не отделено. И речь идет не о налогах, сборах и отчислениях в государственные фонды и казначейства. Сама по себе Церковь, находящаяся в пределах государства, не в состоянии самостоятельно, без участия этого самого государства, решать возникающие перед ней проблемы. Церковь, хотим мы того или нет, зависима от государства.

И здесь очень важно для всех осознать, что Церковь это не ее иерархия, не конкретные священнослужители и личности, а огромная общность православного народа, которая и составляет эту самую Церковь. Вот тогда и забота государства о Церкви приобретет новый, верный смысл - попечение о верующих гражданах этого государства. Увы, в Ульяновской области еще далеко до понимания этого важного принципа.

Шло время. Исполнилось десять лет со дня восстановления самостоятельного управления Ульяновской епархией. И если говорить о достижениях в вопросе возрождения епархии, то говорить о них следует в контексте не "благодаря", а, скорее, "вопреки". Именно вопреки иногда искусственным препонам, нежеланию решать вопросы жизнедеятельности приходов на местном управленческом уровне, обособления власти от животрепещущих проблем церкви симбирской трудами архипастыря и простых приходских священников епархия буквально воскресла. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в канун всяческих выборов на местном уровне появляется множество стремящихся во власть кандидатов, которые обещают сделать для Церкви все от них зависящее, и даже сверх этого. Однако, когда выборы проходят и о полученных благословениях уже заявлено, рвение истощается. Но иногда в предвыборное время удается хоть что-то сделать и "во славу Божию".

На конец 1999 года в Ульяновской епархии было зарегистрировано сто приходов. Из них действующих - 84. Остальные 16 обустраиваются и занимаются либо восстановлением, а в большинстве случаев - строительством храмов и молитвенных домов. Обычно восстанавливать нечего.

В самом Ульяновске богослужения совершаются в девяти храмах и одном молитвенном доме. Ведется строительство еще двух новых церквей. В Заволжском районе появился целый храмовый комплекс - во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. В городе действует национальный приход - чувашский Духосошественский храм, в котором богослужение ведется на чувашском языке.

В 1993 году возрождена Жадовская мужская обитель (в Барышском районе), и открыт новый женский монастырь - при Михаило-Архангельском храме в с. Комаровка (Ульяновский р-н).

В 1997 году вновь была обретена Чудотворная Жадовская икона Казанской Божией Матери.

В 1998 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Ульяновской епархии святого блаженного Андрея, Симбирского Христа ради юродивого, Чудотворца.

Епархия возрождается. Возрождается и вопреки, и благодаря… Трудное место, большие труды, истинное подвижничество…

(По материалам сайта протоиерея Алексия Скала)

Новости митрополии

 Жители села Арское помолились перед чудотворным образом Божией Матери

Жители села Арское помолились перед чудотворным образом Божией Матери

27 мая в селе Арское состоялся крестный ход с чудотворной Казанской (Жадовской) иконой Божией Матери.

 Профессор УлГПУ прочитал педагогам школ серию лекций о подвижниках благочестия Симбирского края

Профессор УлГПУ прочитал педагогам школ серию лекций о подвижниках благочестия Симбирского края

На курсах повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений по Основам православной культуры прошли занятия, посвященные наследию симбирских святых.